Рулевое управление значительно влияет на безопасность движения и безопасное участие в дорожном потоке. Его функция - изменение траектории движения транспортного средства согласно требованиям водителя. Исправно работающее рулевое управление должно обеспечить прямолинейное движение транспортного средств, вращение управляющих колес без скольжения при повороте и их самостоятельное возвращение в позицию, соответствующую движению прямо после прохождения поворота. |
Установки колес. Прочитай и запомни!
Подобные требования возможно удовлетворить, присваивая отдельным элементам рулевого управления соответствующие параметры, называемые в целом «геометрией установки колес и осей автомобилей». Часто можно встретить название углы развала и схождения. Под понятием геометрии необходимо также понимать совокупность явлений, происходящих в процессе движения автотранспортного средства, возникающих из-за условий работы подвески и рулевого управления. На конструкцию рулевого управления машин существенно влияет эластокинематика, которая описывает совокупность процессов, связанных с изменением установки колес, вызванных силами и моментами, воздействующими между шиной и поверхностью дороги, а также продольным перемещением колес, которые противодействуют кинетическим изменениям их установки. Проще говоря на рулевое управление значительно влияют характеристики установленных шин и углы развала и схождения. Конструкции рулевого управления автомобилей определяют требуемые величины углов установки (углы развала и схождения) вместе с допустимыми отклонениями от этих величин, обеспечивающие соответствующие свойства при движении, способность сохранять прямолинейное направление движения и противодействовать чрезмерному износу шин. Эти требования касаются передних колес всех автомобилей и задних некоторых автомобилей. Среди всех параметров установки чаще всего упоминаются углы развала и схождения, но следует выделить две группы параметров Первая - регулируемые. Вторая - нерегулируемые величины, которые применены в процессе конструирования автомобиля. К регулируемым величинам необходимо отнести схождение, угол наклона колеса и угол опережения оси оборота поворотного кулака. Среди нерегулируемых величин, в свою очередь, относятся угол наклона оси поворотного кулака (угол наклона шкворня), радиус вращения, перемещение оси поворотного кулака относительно оси колеса, а также разница углов поворота внутреннего и внешнего колеса. Углы развала и схождения, как и все параметры геометрии колес из первой, так и со второй группы должны подвергаться тщательной проверке во время периодического техосмотра. Величины углов развала и схождения первой группы находящиеся за пределами допуска отклонений параметров возникают, прежде всего, как из-за условий эксплуатации автомобиля, например перегруз или плохое дорожное покрытие, так и некачественного ремонта и регулировок. Величины, не находящиеся в пределах допустимых отклонений второй группы параметров возникают наиболее часто из-за значительного периода эксплуатации автомобиля и его плохого общего технического состояния, например, ослабление креплений задних мостов может вызывать перекосы осей. Прежде всего следует обратить внимание на автомобили, побывавшие в ДТП, в которых произошла серьезная деформация элементов, ответственных за сохранение присвоенных конструкторами величин монтажа и крепления элементов подвески. В таких автомобилях углы развала и схождения регулируются крайне сложно, а иногда выставить нужные величины просто невозможно. |
Основные параметры
Как уже отмечалось выше, углы развала и схождения не дают полной картины о состоянии ходовой части транспортного средства. Следует так же учитывать основные величины, характеризирующие геометрию колес и осей автотранспорта:
|
Рисунок 1 - Угол наклона колеса, угол наклона оси поворотного кулака, радиус вращения колеса. |
|
Рисунок 2 - Схождение, угол схождения. |
|
Рисунок 3 - Угол опережения оси поворотного кулака. |
|
Рисунок 4 - Разница углов поворота. |
Углы развала и схождения являются основными показателями состоянии ходовой части, однако при контроле и измерении геометрии установки колес и осей автомобилей важны еще другие параметры, к которым необходимо отнести:
|
Рисунок 5 - Ось симметрии автомобиля, геометрическая ось движения, отклонение геометрической оси движения от оси симметрии. |
Рисунок 6 - Непараллельность осей (Геометрическая ось движения). |
Все углы развала и схождения, заложенные автопроизводителем, а также отдельные параметры геометрии колес и осей необходимо соблюдать на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля. Они могут немного отличаться от заводских величин вследствие эксплуатации автомобиля и возникших люфтов в рулевом управлении и подвеске, но в целом углы развала и схождения должны находиться в допустимых пределах. |
Рисунок 7 - Отклонение единичного следа. | Рисунок 8 - Отклонение единичного следа. |
Для того, чтобы соответствовать всем этим требованиям, автомобили должны проходить периодический технический осмотр, который проводится на станциях технического контроля. Кроме того, углы развала и схождения и геометрия в комплексе, должны проверяться каждый раз после замены элементов рулевого управления, ремонтных работ после аварии, а также в случае возникновения различного рода признаков, которые свидетельствуют о неправильной установке рулевого управления (например, неравномерный износ шин или невозможность сохранять прямолинейное направление движения). |
Углы развала и схождения можно считать основными показателями, однако не следует забывать, что есть еще масса геометрических показателей, которые имеют большое влияние на эксплуатационные свойства транспортного средства. Стенды развала схождения Hunter для измерения регулировки углов установки колес дают возможность получить механику весь спектр параметров геометрии диагностируемого транспортного средства. |